Безопасность

ДОСТУП В ГРУЗОВЫЕ ТАНКИ И ЗАКРЫТЫЕ ПРОСТРАНСТВА

Грузовые танки, которые содержат испаряющуюся нефть, вполне вероятно содержат ядовитые пары и/или взрывоопасные смеси. Более того, танки, оборудованные катодной защитой и содержащие балласт, могут содержать повышенное количество газообразного водорода, который перед доступом людей должен быть удален вентиляцией. В танках может иметь место нехватка кислорода из-за протекания процессов коррозии, вызываемых остатками в танках морской воды балласта. Кислород также может расходоваться вследствие присутствия сульфидов в морской воде, способствующих окислению поверхностей. Сульфиды являются токсичными и, подобно аммиаку, производятся бактериями (в морской воде), уменьшая содержание в ней сульфатов и азота. Вода, содержащая сероводород, может оказаться на борту при приеме балласта, особенно в устьях рек.

Высокое содержание сероводорода (до 7000 ppm) было обнаружено в потоке газов, выходящих из измерительных отверстий в верхних частях танков для сырой нефти. Предельно допустимая концентрация (ПДК) сероводорода 10 ppm. Американская Конференция Промышленной Гигиены предлагает понизить ПДК до 5 ppm.

Нормальное содержание кислорода в атмосфере составляет 21%. Более низкое содержание кислорода вначале вызывает сонливость, приводящую к потере сознания, результатом чего являются падение, повреждение или смерть. Таким образом, танк кажущийся безопасным т.к. он изолирован и закрыт, может оказаться опасным благодаря недостатку кислорода и, возможно, наличию ядовитых паров, образующихся благодаря присутствию бактерий. Кроме того, кислород может быть вытеснен другими газами или парами, образующимися из груза или инертного газа системы инертизации.

Свежие инертные газы обычно содержат около 200 ppm смеси окислов азота. По истечении одного или двух дней уровень падает до 10 – 20 ppm. ПДК для окиси азота 25 ppm, а для двуокиси азота 3 ppm.

Насосные отделения могут быть особенно опасными, т.к. это рабочая зона наиболее близко связанная с грузом. Льяла насосного отделения могут быть загрязнен в результате протечек уплотнений насосов и фланцев трубопроводов. Пары таких продуктов, как бензин или сырая нефть, потенциально могут быть ядовитыми и, кроме того, могут вытеснять атмосферный кислород, что делает помещение опасным для доступа в него без должной вентиляции. Подобным образом коффердамы могут быть подвергнуты воздействию протечками груза в результате дефектных сварных швов.

Как насосные отделения, так и коффердамы, закрытые в течение длительного времени, могут содержать пониженное количество кислорода из-за конечных продуктов коррозии в результате поступления в них морской воды.

Танкеры для перевозки химических продуктов представляют собой особо опасный тип судов из-за большого разнообразия горючих, коррозионно активных и ядовитых грузов, которые они могут перевозить. Некоторые ядовитые вещества могут впитываться в кожу и с кровью достигать жизненно важных органов. При очистке судовых систем, которые содержат различные химические вещества, следует соблюдать особую осторожность, чтобы быть уверенными в том, что они совместимы с моющими препаратами и что они не вступят в реакцию друг с другом в трубопроводах и слоп-танках. Если есть подозрение присутствия горючих, ядовитых и коррозионно активных веществ, это должны быть проверено и приняты необходимые меры безопасности до того, как будет иметь место контакт с людьми.

Общие меры предосторожности, которые следует соблюдать при обращении с опасными веществами, заключаются в том, что их необходимо инертизировать и затем удалить газ или тщательно провентилировать. Вентиляция до днища танка, в который намечен доступ людей, должна продолжаться на протяжении всего времени процедуры осмотра. Перед входом в грузовое пространство или насосное отделение, хорошей практикой является удаление любых жидкостей с днища танка или льял, для того, чтобы благодаря их присутствию не могли образовываться опасные пары. Клапаны и трубопроводы не следует держать открытыми, т.к. загрязнения могут поступать из содержащихся в трубопроводе жидкости или пара. Аналогично грузовые насосы перед вскрытием для осмотра должны всегда быть тщательно промыты.

После выгрузки конкретного химического продукта может оказаться необходимым промыть с растворителем трубопроводы и насосы, чтобы быть уверенными в том, что они чистые и при открытии для осмотра не вызовут повреждения людей. При контакте с химическими грузами необходимо одевать защитную одежду, обувь, шлемы и перчатки. В необходимых случаях следует использовать респираторы. Руководство по безопасной практике работы изложены в буклетах “Tanker Safety Code” и “Tanker Safety Guide”, и при очистке опасных грузов из танков судна всегда следует точно выполнять соответствующие рекомендации ИМО.

УДАЛЕНИЕ ГАЗОВ

Удаление газов производится для того, чтобы быть уверенными в том, что может быть обеспечен безопасный доступ людей в закрытое пространство танков или для обеспечения безопасности при проведении в таких помещениях огневых работ (сварка и работа открытой горелкой).

В порту аттестованная лаборатория после проведения необходимых тестов, позволяющих установить, что любые газы присутствуют в концентрации ниже ПДК и предела, при котором образуется горючая смесь, выдает сертификат о дегазации. Наряду с дегазацией, танк не должен содержать нефтепродуктов, окалины и остатков шлама, а также любые другие взрывоопасные и ядовитые вещества должны быть удалены до получения сертификата. Если дегазация танка производится для возможности выполнения огневых работ, необходимо обеспечить дегазацию смежных танков. Таким образом передающееся тепло не вызовет воспламенения горючих газов. Очень важно, чтобы в течении всего времени нахождения человека в танке для перевозки опасных грузов производилась необходимая вентиляция.

ОПАСНОСТЬ ПОЖАРА И ВЗРЫВА

Обеспечение безопасности на танкерах всех классов является чрезвычайно важным. Большинство возможных причин возникновения взрывов и пожаров исключены проектантом судна а также соблюдением международных, национальных и выдвигаемых компанией требований по обеспечению безопасности. Для поддержания безопасных условий работы, необходимые меры должны приниматься не только экипажем судна, а всеми людьми (включая береговых рабочих) обслуживающими судно. Для принятия необходимых мер требуется, чтобы весь персонал был хорошо знаком с поведением, характеристиками и свойствами жидких грузов, с которыми они имеют дело, при различных физических состояниях с которыми можно столкнуться. Пожары и взрывы могут иметь место при соблюдении следующих условий:

  • Концентрация углеводородов или других горючих газов в воздухе находится в пределах от 1% до 10%.
  • Кислород присутствует в количестве, достаточном для поддержания горения горючих газов (обычно около 11,5%).
  • Имеется источник загорания – обычно это пламя кислородно-ацетиленовой горелки или искра, имеющая механическую или электрическую природу.

Эти три условия часто представляют графически в виде треугольника, как показано на рис. 14.

Рис. 14 “ПОЖАРНЫЙ” ИЛИ ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ ГОРЕНИЕ ТРЕУГОЛЬНИК

Если удалить одну из сторон этого треугольника, то он разрушится и горение станет невозможным. Целью всех методов управления является исключение одной или более сторон треугольника для исключения опасности. Обычно это достигается следующими способами:

  • Во время погрузки и выгрузки обычно инертизируют танк, исключая таким образом присутствие кислорода.
  • Скопление газообразных углеводородов в танке или другом помещении исключается дегазацией и регулярными испытаниями проб газов.
  • Исключение источника воспламенения является не простой задачей. Хотя документы, регламентирующие эксплуатацию танкеров, запрещают выносить на палубу спички и зажигалки, а также требуют, чтобы любые лампы или другие электрические приборы имели искробезопасное исполнение, это лишь часть удовлетворительной программы. Помимо упомянутых мер, в течение всего времени эксплуатации танкеров обычно необходимо соблюдать следующее:

a. Курение разрешается только в местах разрешенных капитаном (обычно в районах за дымовой трубой, ближе к корме).

b. Использование на палубе или в танках, где может иметь место скопление опасных горючих газов, предметов из алюминия или других легких металлов строго запрещено.

c. В закрытых помещениях для предотвращения образования искр обращайтесь со всем металлическим инструментом и другим оборудованием осторожно.

d. Никогда не пользуйтесь на палубе переносной радиоаппаратурой, если она не является искробезопасной.

e. Никогда не пользуйтесь электрооборудованием, не имеющим надежного заземления.

При чистке после испаряющейся нефти, весьма вероятно что пространство танка будет входить и выходить во взрывоопасные пределы, так как газы высвобождаются при ударе струи холодной или горячей воды о пленку или корку осадков. Они могут поглощать и удерживать жидкость, которая высвобождается в виде пара. Это может увеличивать содержание углеводородов в бедной смеси до значения, при которой она становится горючей, когда она может вспыхнуть от искры. Искры могут образовываться за счет статического электричества из-за большой скорости капель воды во время мытья танков. Эти частицы воды будут электрически разряжаться непосредственно перед контактом с переборкой.

Если горючие пары высвобождаются, и их концентрация оказывается между верхним и нижним пределами взрывоопасной смеси, воспламенение может иметь место. Это в свою очередь вызовет цепную реакцию быстрого распространения горения, которая может быстро привести к взрыву. Аналогично, если богатая смесь разбавляется добавлением воздуха, концентрация углеводородов может понизиться до опасных значений, создавая такую же взрывоопасную обстановку.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИЙ ПАРОВ И ГАЗОВ

A. Анализатор содержания кислорода

Прибор для определения наличия и концентрации кислорода в закрытом пространстве известен как анализатор содержания кислорода. Кислород обладает одной физической характеристикой – парамагнетизмом, которая отличает его от большинства других газов. Это означает, что он ведет себя как магнит и размещается параллельно силовым линиям магнитного поля. Эта характеристика кислорода приводит к тому, что в его присутствии магнитное поле интенсифицируется, и будет изменяться в зависимости от количества кислорода.

Большинство других газов в некоторой степени отталкиваются магнитным полем (диамагнетики). На основании этих свойств могут быть изготовлены приборы, которые будут точно измерять концентрацию кислорода в любом пространстве. В этих приборах обычно за точку отсчета в магнитном поле берется инертный газ. Введение кислорода вызовет изменение магнитного потока. Это изменение магнитного потока, которое прямо пропорционально концентрации кислорода, измеряется катушкой и фотодатчиками. Эта величина усиливается и указывается на шкале, градуированной в % концентрации кислорода. В противоположность содержанию чистого азота в воздухе, используется диапазон 0-21. Иногда, если присутствует другой газ с парамагнитными свойствами, могут быть получены ошибочные результаты. Примерами таких газов могут служить хлорин диоксид, который образует кислоту в присутствии влаги, например в легких; закись азота (веселящий газ) и двуокись азота.

B. Измеритель опасности взрыва

Эти приборы выполняются в виде моста Уитстона, питание которого производится от батареи. Когда сопротивления моста уравновешены, ток через него не идет. Одно из сопротивлений прибора выполнено в виде нити (обычно платиновой) нагреваемой в камере сгорания. Проба вводится в камеру, где она будет сгорать в присутствии нагретой нити. Повышение температуры нити приведет к повышению ее электрического сопротивления, и следовательно нарушению равновесия моста, вызывающего прохождению через него тока, который измеряется прибором. Шкала прибора обычно градуируется в ppm углеводородов и представляется также в процентах от взрывоопасного нижнего предела.

При использовании прибора следует соблюдать осторожность, т.к. на его показания могут оказывать влияние присутствие инертного газа или очень низкое содержание кислорода в пробе. Измеритель изначально является прибором для определения содержания горючих газообразных углеводородов и его не следует использовать для определения концентрации паров или газов другого типа. Однако он позволяет сделать заключение о безопасности пространства танка для доступа в него персонала. Перед использованием прибора для этой цели, пространство танка должно быть хорошо провентилировано, и оставшиеся газы тщательно проверяться. Любые показания прибора выше нуля указывают на опасную ситуацию.

C. Индикаторные трубки для определения содержания ядовитых газов

Эти детекторы используются индивидуально для танков, содержащих соединения или жидкости, для которых нет специальных измерительных приборов. Они представляют собой стеклянные трубочки, содержащие гранулы химических веществ, которые меняют цвет при контакте с конкретным газом или паром. Трубки имеют шкалу, указывающую длину пятна, образовавшегося при пропускании газа через трубку. Длина пятна прямо пропорциональна концентрации присутствующего газа. Для каждого типа испытуемого пара выпускаются специальные трубки. Для пропускания пара, трубки соединяются с выходной частью анализатора. Для возможности измерения концентрации ядовитых газов приемная трубка опускается в испытуемое пространство, и затем газы из танка прокачиваются через трубку.

Для защиты, вещества в трубках поставляются укупоренными, и кончик трубки отламывают непосредственно перед использованием.

НЕОБХОДИМОСТЬ ЗАЗЕМЛЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОЧИСТКИ ТАНКОВ

В процессе мытья в танках образуются очень большие заряды статического электричества. Поэтому крайне важно, чтобы все оборудование, используемое в процессе, было заземлено.

Все переносное оборудование для очистки танков перед использованием должно проверяться на исправность электрической части. Любые компоненты, особенно усиленные шланги, найденные неудовлетворительными в этом отношении, не должны использоваться. Исправность электрической части всех компонентов должна проверяться во время использования при каждом удобном случае. Во всех случаях заземляющий провод должен быть непрерывно проложен от моечной машинки до последнего соединения. Это позволяет быть уверенным в том, что при одновременной работе нескольких машинок создается заземляющий узел, объединяющий все компоненты в единую цепь.

Никогда не следует отсоединять от гидрантов шланги для мытья танков до тех пор, пока они не будут извлечены из танка. Все заземляющие соединения следует подключать и отключать на палубе, и никогда не делать этого в замкнутом пространстве, где могут скапливаться газы.