Процедура очистки танков

Процедура очистки танка может включать все или комбинацию следующих стадий:

  • Предварительную очистку (Мытье танка морской водой)
  • Очистку (Мытье танка морской водой и чистящими средствами)
  • Пропаривание (Подача пара в танк и иногда дополнительных чистящих средств)
  • Споласкивание (Мытье танка морской водой)
  • Промывка (Мытье танка пресной водой)
  • Дренирование (Удаление следов жидкости)
  • Сушка (Вентиляция, удаление запахов и сушка)

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЧИСТКА

Перед началом предварительной очистки следует тщательно изучить внутреннее устройство танка по чертежам строителя судна. Глубина, на которую опускаются переносные моющие машинки, должна быть назначена с учетом расположения поперечных балок, переборок, горизонтальных балок и любых других внутренних загромождений, которые могут послужить препятствием эффективной очистке. Переносные моечные машинки всегда должны заглубляться в положение, при котором они располагаются примерно посредине между бимсами таким образом, что вода будет достигать как верхних, так и боковых поверхностей внутренних устройств, обеспечивая максимальную зону очистки. Предварительная очистка танков (или трюмов) с помощью стационарных или переносных моющих машинок, с использованием в качестве чистящей среды морской или пресной воды, производится с целью удаления нефти и других вязких остатков с элементов набора, переборок, верхних поверхностей танков, днищ танков, а также любых трубопроводов и других компонентов внутри танков. Остатки нефти и/или химических продуктов будут удаляться значительно легче, если очистка начинается немедленно после опорожнения, прежде чем этим остаткам будет предоставлена возможность окислиться или подвергнуться полимеризации и отвердеть.

Важность предварительной очистки не может быть переоценена. Во время этого процесса, для обеспечения эффективной процедуры очистки, удаляются тяжелые и большая часть оставшихся осадков (см. приведенный ниже раздел “Очистка”). Для предварительной очистки высыхающих масел следует использовать холодную воду (морскую или пресную). Для предварительной очистки масел с высокой температурой застывания следует использовать воду, имеющую температуру на несколько градусов выше температуры застывания удаляемого масла. Окисление и полимеризация приводят к отвердению высыхающих масел под влиянием тепла с образованием продукта, прилипающего к переборкам и трудно поддающимся удалению.

Танки после перевозки сырых нефтей обычно следует в течение двух часов мыть холодной водой, после чего, если требуется, теплой водой. Предварительную очистку следует продолжать до тех пор, пока танки не станут достаточно чистыми, для перехода к основному процессу очистки. Невозможно назвать точную продолжительность предварительной очистки, т.к. она всецело зависит от типа и марки удаляемого груза, а также размеров и особенностей танка, из которого он должен быть удален. Для очистки больших и малых танков обычно требуется примерно одинаковое время, в связи с тем, что малые танки обычно более загромождены рамными шпангоутами, балками, стрингерами и другими устройствами, затрудняющими процесс очистки. В процессе предварительной очистки для обмыва всех поверхностей следует чаще менять установку переносных моечных машинок в танке (по горизонтали и вертикали). По завершении предварительной очистки, когда танки подготовлены для безопасного доступа, должен быть произведен их осмотр с целью определения их состояния и характера очистки, требуемой для приведения их в состояние, пригодное для перевозки следующего груза. Особое внимание следует уделять днищу танка и любым труднодоступным местам.

ОЧИСТКА

Для этой цели требуется раствор химического очистителя. Обычно раствор подогревают до температуры минимум 400°С до максимум 900°С (более высокая температура способствует повышению эффективности очистки) и хранят в специальном танке для растворов, слоп-танке или коффердаме, где это представляется удобным, имеющим всасывающий трубопровод к насосу очистки и возвратный трубопровод из танка(ов), который подвергается очистке. Правильная подготовка перед началом химической очистки очень важна, т.к. обычно после начала химической очистки доступ в танк невозможен. Раствор химического вещества подается в танк с помощью стационарных (если они имеются) и переносных моечных машинок.

Для достижения эффективной очистки по всему танку, переносные машинки должны опускаться и подниматься через регулярные интервалы времени. Химическая очистка обычно продолжается от одного до четырех часов. Требуемое время очистки в значительной степени зависит от груза, который удаляется, и груза, который должен быть принят, а также от температуры раствора очистителя. После того, как танк будет охлажден и подготовлен к доступу в него, он должен быть осмотрен. В случае, если в нем остаются следы груза, очистка должна быть продолжена. Очень важно осмотреть труднодоступные места. Любые теневые участки, которые оказались не очищенными, должны быть почищены вручную с использованием “свежего” (концентрированного) очистителя и затем промыты с помощью ручных стволов.

ПРОПАРИВАНИЕ

Для удаления из танка любых остатков отложений требуется пропаривание. Поверхности танка опрыскивают одним из выпускаемых нашей компанией растворимых очистителей, толуола, или водой, не содержащей хлоридов, после чего в танк или трюм вводят шланги для подачи пара. Все крышки трюмов и танков должны быть закрыты, но иметь слабину, чтобы не допустить повреждения от высокого давления. Воздушные трубы следует оставлять открытыми. Пар подается в танк через открытый конец шланга. Пар будет конденсироваться на стенках, крышке и днище танка и отделять последние остатки следов загрязнений. Следует проверить, что все фланцы на паропроводе плотные и туго затянуты.

Для удаления всех остатков груза из пор покрытия, пропаривание должно производиться одновременно с чисткой химпрепаратом, совместимым с материалом покрытия.

СПОЛАСКИВАНИЕ

Немедленно после завершения очистки и полного удаления из танков остатков и загрязнений, они должны быть ополоснуты горячей или холодной морской водой с помощью моечных машинок. Обычно споласкивание занимает от получаса до двух часов и продолжается до тех пор, пока не исчезнут следы чистящего средства.

ПРОМЫВКА

Промывка производится пресной водой из танков запаса. Вода разбрызгивается на палубы, переборки, крышки танков, стрингеры и т.д., с помощью шлангов со специальными распылителями.

ДРЕНИРОВАНИЕ

Танки, трубопроводы и насосы должны быть полностью дренированы. Должны быть сняты заглушки и трубопроводы продуты сжатым воздухом. Для удаления воды, оставшейся на дне танка, может быть использован эжектор.

СУШКА

Танки должны быть тщательно осушены и провентилированы, после чего осмотрены на предмет наличия остатков. Любые оставшиеся загрязнения следует удалить с помощью ветоши. Клапаны должны быть дренированы в ведро. Тем, кто на этой стадии входит в танк, рекомендуется надевать бахилы на обувь или обертывать ее чистой не рваной ветошью. Теперь танк с помощью вентиляторов подвергается полной осушке. Доступ в танк возможен только при наличии подтверждения о безопасности.

До тех пор, пока сюрвейер (инспектор) не закончит осмотр, клапаны и заглушки должны оставаться открытыми. Тщательное вентилирование танков способствует процессу удаления запаха.

Для очистки танков и удаления из них остатков различных грузов могут потребоваться различные комбинации названных процессов. В конце этого руководства приведена справочная таблица с указанием некоторых комбинаций, наиболее часто применяемых в настоящее время.

ПРИЧИНЫ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПРИ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ ТАНКОВ

  • Влажные днище, стенки или подволок танка (конденсация)
  • Накипь, удерживаемая на поверхностях танка
  • Подтеки нефти из под накипи или из трещин сварных швов
  • Высохшие или отвердевшие отложения под балками, змеевиками подогрева, рамными шпангоутами и т.д.
  • Запах (он может быть удален споласкиванием разбавленным раствором освежителя воздуха DREW AF, очистителя EDGE или жидкого щелочного очистителя LAC)
  • Отложения, остающиеся на днище, в частности за флорами